Ремонт кондиционера автомобиля - какие бывают неисправности. Автомобильный кондиционер

Автомобильные системы кондиционирования состоят из множества элементов, а значит, теоретически могут иметь массу слабых мест. Однако чаще всего в сервисах сталкиваются с определенным букетом неисправностей, которые характерны как для относительно свежих машин, так и для подержанных.
Причины неисправности кондиционера, как правило, банальны, тем не менее для постановки точного диагноза желательно использовать специальное оборудование, которое есть только в сервисных центрах. Впрочем, что-то можно определить и самостоятельно, без дорогостоящих помощников.

На некоторых моделях автомобилей система вентиляции салона сделана так, что салонный фильтр долго сохраняет достойную пропускную способность, тогда как на других неизбежна замена элемента раз в год.

Простые неполадки автокондициаонера

Очень часто люди приезжают с жалобой на недостаточную эффективность кондиционера. Поток прохладного воздуха вроде бы есть, но слабый. А иногда кажется, что система как будто вообще не работает. При этом момент включения компрессора явно ощущается по изменению оборотов двигателя, да и вентилятор охлаждения радиаторов трудится по полной. В этом случае первым делом стоит осмотреть салонный фильтр. Иногда даже за короткое время он забивается настолько, что практически не пропускает воздух. Этот момент можно выявить и в дождливую погоду, когда в автомобиле с работающим кондиционером окна продолжают активно запотевать.

Периодически обращаются клиенты с ложной тревогой. Некоторых пугает, что летом под стоящей с работающим мотором машиной образуется лужа. Это абсолютно нормальный эффект. Теплый воздух при прохождении через салонный радиатор системы кондиционера активно отдает свою тепловую энергию и при этом на сотах образуется конденсат - вода. Она благополучно стекает под автомобиль через дренаж. Частенько бывает, что он забивается. И тогда лужа образуется уже не под машиной, а в ногах переднего пассажира. Благо дренаж системы довольно просто прочистить при помощи сжатого воздуха. Важно только не переборщить с давлением: сточная трубка может отсоединиться от корпуса печки, а поставить ее на место будет крайне сложно.

Различные баллончики с аэрозолями для антибактериальной обработки кондиционера продаются во многих магазинах автозапчастей. На большинстве из них есть подробная инструкция по применению. Не нужно заливать смесь во все имеющиеся дефлекторы. Важно, чтобы аэрозоль прошел через салонный радиатор.

Конденсат на поверхности салонного радиатора иногда приводит к появлению неприятного запаха в салоне. В такой влажной среде активно размножаются бактерии, особенно если владелец редко пользуется кондиционером. Именно их многочисленные колонии и вызывают зловоние. Если же кондиционером пользоваться чаще, то стекающий с радиатора конденсат будет частично смывать непрошеных гостей. При сильном запахе, скорее всего, придется использовать тяжелую артиллерию. Специальную установку (так называемый «самовар») подключают к каналу всасывания воздуха с улицы и в течение длительного времени прогоняют через систему парообразный состав. Также перед каждым жарким сезоном можно самостоятельно проводить антибактериальную обработку системы. Баллончик с аэрозолем стоит недорого. С операцией справится любой.

На большинстве автомобилей достаточно промывать радиаторы охлаждения двигателя и кондиционера один раз в два года. Эту операцию для экономии стоит объединять с профилактической перезаправкой системы.

Зачастую низкая эффективность кондиционера связана с загрязнением внешнего радиатора. Причем грязевую шубу редко видно с его лицевой стороны. Чаще всего она нарастает в небольшом зазоре между радиаторами кондиционера и двигателя. Чтобы избавиться от грязи, как правило, приходится частично разбирать переднюю часть машины, дабы разъединить этот «бутерброд».

В основном, снижение эффективности кондиционера в этом случае наблюдается в пробках, когда поток воздуха через радиаторы минимален. Порой из-за этого частично перегревается сам двигатель, и его система управления блокирует включение компрессора. Хотя индикатор включенного кондиционера загорается как ни в чем не бывало.

Среднее и тяжелое состояние

Кондиционер может отказывать или значительно терять свою эффективность из-за критичного снижения объема фреона в системе. Особенно на возрастных машинах это может быть следствием естественной или серьезной утечки. Дело в том, что в автомобильных системах кондиционирования есть масса гибких магистралей, компенсирующих подвижность двигателя, на котором закреплен компрессор. Эти стыки сложно сделать полностью герметичными, поэтому через них возможны мизерные утечки. Чем дольше эксплуатируется машина, тем больше вероятность, что со временем из системы убежит много фреона. Рано или поздно датчик зафиксирует слишком низкое давление и запретит включение компрессора. Это сделано во избежание повреждений, ведь вместе с фреоном по системе переносится и масло.

Станция для перезаправки кондиционера - незаменимый помощник при диагностике неисправностей. В ряде случаев без нее просто не обойтись.

Серьезные утечки чаще всего возникают из-за повреждений радиатора или сгнивших от обилия реагентов металлических трубок. Для оценки оставшегося объема фреона в системе необходимо подключать специальную станцию. Она имеет массу важных и полезных функций при диагностике. Станция проводит автоматическую перезаправку системы, показывая количество откачанного из нее фреона, а также перепады давлений во время работы.

«Нюхатели» утечки фреона крайне чувствительны и часто ими сложно найти точное проблемное место. Гораздо эффективнее работает набор визуального осмотра с желтыми очками и ультрафиолетовой лампой.

После того как опустевшая система заправлена фреоном, можно искать место утечки. Для этого используют электронные «нюхатели», подающие звуковой сигнал. Вдобавок при заправке системы в компрессорное масло добавляют люминофор. Набор для визуального осмотра (желтые очки и ультрафиолетовая лампа) позволяет найти утечку по зеленоватому свечению люминофора.

Гораздо реже происходят отказы муфты включения компрессора. Ее прижимной диск обычно остается в постоянном разомкнутом состоянии, а бывает, что он заклинивает в промежуточном, соприкасаясь со шкивом. Иногда это даже приводит к пожарам под капотом! Работоспособность муфты проверяют обычным мультиметром или электрическим пробником. Если при включении кондиционера на нее с блока управления подается управляющий сигнал, а смыкания не происходит, значит вся система исправна и виновата именно муфта.

Современные компрессоры кондиционера отказывают крайне редко, обладая неплохим ресурсом. При этом встречаются специфичные случаи, когда заклинившая парочка компрессор-муфта через навесной рамень стопорит двигатель!

Еще реже происходят отказы элементов электроники, например блока управления и датчиков. Также нечасто встречаются случаи, когда забивает какую-либо магистраль, к примеру, стружкой от умирающего компрессора или залипает в одном из положений расширительный клапан системы. Подобные неисправности можно локализовать, контролируя показатели перепадов давления с помощью станции по перезаправке кондиционера.

Несмотря на то, что для полноценной диагностики системы кондиционирования необходимо специальное оборудование, самые распространенные причины низкой эффективности ее работы (например, забитый салонный фильтр или загрязненный внешний радиатор) способен определить рядовой автовладелец собственными силами. В дальнейшем это поможет сориентироваться при обращении в сервис для детальной диагностики и ремонта кондиционера.

Системы кондиционирования воздуха

ПРОБЛЕМА С ОХЛАЖДЕНИЕМ?

Чаще всего причиной проблем с системой охлаждения является отсутствие хладагента в системе. Если хладагент просочился через протекающий компрессор или кольцевое уплотнение, вытек через микроотверстие в испарителе или конденсаторе или через негерметичный шланг, утечку необходимо локализовать и устранить перед тем, как пополнять систему хладагентом.

Во многих системах компрессор не приводится в действие при низком уровне хладагента, так как аварийное реле низкого давления предотвращает включение муфты компрессора при низком давлении. Это помогает защитить компрессор от возможных повреждений, вызванных недостаточной смазкой.

Первым делом следует проверить работу компрессора: если электромагнитная муфта компрессора не приводится в действие при включении кондиционера, проблема может заключаться в перегоревшем предохранителе или поврежденной проводке. Замена перегоревшего предохранителя может временно восстановить работу кондиционера, но в первую очередь необходимо определить и исправить первопричину этой неисправности, чтобы такого не случилось в дальнейшем.

Если электромагнитная муфта получает питание, но не включает компрессор, значит, эта муфта неисправна, и ее нужно заменить. Если есть признаки утечки вокруг уплотнения вала компрессора, уплотнение тоже надо заменить.

Если муфта в рабочем состоянии, но не включает компрессор (и при этом ремень протестующе скрипит), значит, компрессор свой век отслужил и нуждается в замене.

Отказ компрессора, как правило, является следствием прекращения подачи смазки, что, в свою очередь происходит из-за низкого уровня хладагента в системе, закупорки (например, засоренная дроссельная трубка препятствует поступлению хладагента и масла в компрессор), потери смазки в результате утечек или неудовлетворительного технического обслуживания (если в систему не добавляется масло, чтобы возместить то масло, которое было потеряно из-за утечки или замены компонента) или использования смазки неподходящего типа.

В системах, рассчитанных на хладагент R-12, используется минеральное масло, в то время как в системы, рассчитанные на R-134a, нуждаются в масле на основе полиалкиленгликоля (PAG) или на основе полиэфиров (POE). Применение минерального масла в современных системах, работающих на R-134a, может стать причиной серьезных проблем с подачей смазки, так же как и применение полиалкиленгликолевого масла неподходящего сорта (вязкости). Всегда соблюдайте рекомендации изготовителей автомобиля или производителей смазки по использованию компрессорного масла.

Следующее, что стоит проверить при диагностике неисправности системы охлаждения - давление в системе. Для этого вам понадобится набор манометров. Подключите ваши манометры к арматуре низкого и высокого давления. Если оба манометра - на стороне высокого давления и на стороне низкого давления - выдают низкие показания, значит, уровень хладагента в системе недостаточен и система нуждается в пополнении.

НЕИСПРАВНОСТЬ КОНДИЦИОНЕРА: УТЕЧКИ ХЛАДАГЕНТА

Утечки охладителя через микроскопические поры в шлангах - обычное явление во всех автомобилях. Чем старше автомобиль, тем больше скорость просачивания. В новых автомобилях есть хорошие уплотнения и шланги, которые, как правило, пропускают всего несколько грамм хладагента в год. Однако емкость системы в новых автомобилях обычно меньше, поэтому любая утечка хладагента оказывает более сильное неблагоприятное воздействие на холодопроизводительность.

Для проверки на утечку можно использовать разные методы. Характерные масляные пятна свидетельствуют об утечках в старых системах с хладагентом R-12, но в более современных системах с R-134a они менее заметны, так как полиалкиленгликолевое масло (PAG) не такое жирное, как минеральное масло, поэтому во втором случае сложнее увидеть утечку.

Утечку можно обнаружить посредством добавления в систему красителя (продается предварительно смешанным с хладагентом в герметичных контейнерах), с помощью электронного детектора утечки или просто с мыльной воды (добавьте в систему хладагент, включите кондиционер, обрызгайте мыльной водой соединения шлангов и высматривайте пузырьки). Если вы нашли утечку, то нужно ее устранить, прежде чем пополнять систему хладагентом. Обычно устранение утечек подразумевает замену уплотнительных колец или шлангов, но, если протекает испаритель или конденсатор, ремонт может обойтись дорого.

НИЗКАЯ ХОЛОДОПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ

Диагностика неисправностей системы охлаждения выполняется путем подключения манометров к арматуре низкого и высокого давления. Хотя плохое охлаждение зачастую связано с низким уровнем хладагента в системе, на это могут также влиять и другие факторы (см. таблицу).

Давление на стороне низкого давления Давление на стороне высокого давления Температура в трубопроводе Возможная причина
Низкое Низкое Теплая Низкий уровень хладагента
Высокое Высокое Теплая Избыточный уровень хладагента
Высокое Высокое Прохладная Воздух в системе или избыточный уровень хладагента
Нормальное Нормальное Теплая Теплая Влага в системе
Низкое Низкое Теплая Расширительный клапан заклинило в закрытом состоянии
Низкое Низкое Теплая Забита дроссельная трубка
Низкое Низкое Теплая Помеха на стороне высокого давления
Высокое Низкое Теплая Неисправный компрессор или контрольный клапан

Как определить, нуждается ли ваш кондиционер в холодильном агенте: проверьте показание манометра НИЗКОГО давления при выключенном двигателе. При температуре окружающей среды 25 градусов Цельсия показание манометра НИЗКОГО давления должно достигать около 56 psi (фунтов на квадратный дюйм) или выше, если система кондиционирования содержит достаточное количество хладагента. При температуре окружающей среды ≈32 градусов Цельсия показание манометра НИЗКОГО давления должно достигать около 70 psi или выше. Если показания манометра НИЗКОГО давления ниже указанных, то система кондиционирования нуждается в дозаправке хладагентом.

Данные о нормальном рабочем давлении и заправочной ёмкости системы смотрите в технических условиях автопроизводителя. В современных пассажирских машинах системы кондиционирования рассчитаны на небольшое количество хладагента - 14-28 унций (397 794 грамма), поэтому при понижении уровня хладагента не следует добавлять его слишком много.

НЕИСПРАВНОСТЬ КОНДИЦИОНЕРА: ПЕРЕБОИ В РАБОТЕ

Если система кондиционирования гонит то холодный воздух, то горячий, возможно она промерзает. Это может быть обусловлено присутствием воздуха и влаги в системе, в результате чего образуется лед и блокирует дроссельную трубку.

Лишний воздух и влага откачиваются из системы при помощи вакуумного насоса, способного создать и поддерживать высокий вакуум (29 дюймов) на протяжении как минимум 30-45 минут.

Для наилучшей производительности системы содержание воздуха в ней не должно превышать 2 %. С каждым процентом, на который увеличивается объем воздуха в системе, происходит соответствующее падение холодопроизводительности приблизительно на один градус. Увеличение объема воздуха до 6 % может стать причиной значительного снижения холодопроизводительности и обмерзание испарителя.

Причиной проникновения воздуха в систему могут быть утечки, перезаправка системы без предварительного вакуумирования и/или перезаправка системы хладагентом с примесью воздуха. Воздух может всасываться в бак рециркуляции, если в системе кондиционирования присутствует воздух или есть утечка. Поэтому бак для сбора хладагента необходимо проверять и очищать ежедневно. В некоторых автомобилях это делается автоматически, но если для оборудования не предусмотрено автоматического цикла откачки, давление и температуру в баке нужно измерять и сравнивать со справочной таблицей статического давления.

Некоторые идентификаторы хладагента могут выявить в системе воздух, а также другие нежелательные примеси. Идентификатор необходимо использовать для проверки хладагента перед обслуживанием системы, чтобы избежать перекрёстного загрязнения оборудования рециркуляции и рекуперации.

Возможные причины перебоев в работе неавтоматизированной системы кондиционирования из-за электрических неисправностей:

Неисправное реле низкого давления. Это реле предотвращает включение компрессора при низком уровне хладагента.

Неисправная муфта компрессора. Для приведения в действие электромагнитной муфты компрессора необходимо максимальное напряжение аккумулятора. При низком напряжении или слишком высоком сопротивлении обмотки муфты воздушный зазор слишком велик, чтобы муфта смогла привести компрессор в движение.

Неисправное реле муфты компрессора. Проверьте, получает ли питание реле при включенном кондиционере. Также проверьте релейные провода и заземляющие соединения. Если при соединении навесного провода в обход реле или при направлении напряжения аккумулятора непосредственно на муфту компрессора кондиционер начинает работать, то, скорее всего, реле повреждено.

Неисправный контрольный переключатель системы кондиционирования. Возможно, переключатель изношен и не может обеспечивать хороший контакт при включении.

Некоторые возможные причины перебоев в работе автоматизированной системы кондиционирования кроме всех вышеперечисленных, включают следующие:

Неисправный блок управления (в этом случае для считывания кодов ошибок и осуществления самодиагностики, вероятно, понадобится дилерский автосканер).

Неисправный температурный датчик (датчик температуры наружного воздуха, датчик температуры воздуха в салоне, датчик температуры испарителя или датчик солнечного света). Для диагностирования системы необходим заводской сканер.

НЕИСПРАВНОСТЬ КОНДИЦИОНЕРА: ШУМ

Шум от компрессора обычно означает, что компрессор доживает свои последние дни. Однако шум также может являться следствием загрязненности хладагента (слишком высокое рабочее давление), присутствия воздуха в системе или использования смазки неподходящего типа.

Шум также может быть вызван соприкосновением шлангов с другими компонентами в моторном отсеке. Проверьте путь прокладки шлангов, расположение опорных кронштейнов и т.п., чтобы точно определить источник шума.

НЕПРИЯТНЫЙ ЗАПАХ ИЗ СИСТЕМЫ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ

Если кондиционер выдувает воздух, который пахнет как старый спортивный кроссовок, это говорит о том, что на испарителе появляются микробы. Плесень обычно образуется в темных влажных местах. Бактерии также могут плодиться в таких условиях. Такой воздух также может быть вреден для здоровья (слышали о «болезни легионеров»?).

Чтобы избавиться от нежелательных организмов, непосредственно на испаритель или через обдувочные коробы или воздухозаборники распыляются различные химические препараты. Многие сменные испарители снабжены химическим покрытием, препятствующим образованию плесени и бактерий. Дренажные трубки, отводящие конденсат от испарителя, также должны быть осмотрены и прочищены.

ПРОМЫВКА СИСТЕМЫ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ

Если вышел из строя компрессор или в системе скопились осадки и грязь, то конденсатор, испаритель и шланги необходимо промыть одобренным химическим веществом (напр., Dura 141b). Промывка - устранение всех осадков и металлических частиц изнашивания - поможет предотвратить дальнейшие отказы компрессора и закупорку системы. Избавиться от загрязнения также можно заменив сильно загрязненные части, такие как конденсатор, аккумулятор или ресивер-осушитель, дроссельную трубку или расширительный клапан, но более практичным и экономичным решением проблемы будет промывка. Но в любом случае дроссельную трубку или расширительный клапан необходимо заменить.

ПРИМЕЧАНИЕ: Некоторые типы компрессоров представляют собой очень сложный объект для полной промывки. Это конденсаторы с параллельным потоком пара и воды, а также конденсаторы с очень маленькими каналами. В случае загрязнения такие конденсаторы следует заменить, чтобы снизить риск повторного отказа. Для подстраховки рекомендуется также установить проходной фильтр.

При выходе из строя компрессора в систему попадает большое количество металлических частиц изнашивания. Большая часть этих частиц скапливается в конденсаторе и может образовывать засорения, приводящие к снижению холодопроизводительности. Если этот мусор попадает через конденсатор в трубопровод для жидкости, он может закупорить дроссельную трубку или расширительный клапан. Это может повлечь за собой блокирование потока хладагента и смазочного масла, что может стать причиной прекращения охлаждения и даже повреждения компрессора. Металлические частицы также могут перемещаться обратно от компрессора через всасывающий шланг, приводя к закупорке в аккумуляторе или ресивере-осушителе.

Еще одним источником проблем могут быть частицы изнашивания старых шлангов, разрушающихся изнутри. Маленькие кусочки резины могут образовать закупорку в дроссельной трубке или расширительном клапане.

Осадок обычно является следствием присутствия влаги в системе. Образующаяся в результате черноватая слизь может повредить компрессор и засорить дроссельную трубку или расширительный клапан. Влагопоглощающее вещество в аккумуляторе или ресивере-осушителе предназначено для предотвращения такого развития событий, но это вещество способно поглотить лишь небольшое количество влаги. Когда оно полностью пропитывается влагой, начинает формироваться осадок. Поэтому, если в системе есть загрязнения, утечки или она должна быть открыта для проведения ремонтных работ, следует заменить аккумулятор или ресивер-осушитель.

Промывка системы также необходима для удаления остатков смазочного масла. Это должно быть сделано при переходе с хладагента R-12 на R-134a, а также если смазочное масло загрязнено или система заправлена маслом неподходящего типа. Вымывание старого масла поможет предотвратить переполнение маслом, снижение холодопроизводительности и/или проблемы несовместимости смазки.

Для подстраховки, после промывания вы можете установить фильтр высокого давления, чтобы защитить дроссельную трубку или расширительный клапан от остаточных частиц изнашивания, и/или второй фильтр во всасывающем шланге для защиты компрессора.

ПЕРЕХОД НА R134A

Пока хладагент R-12 остается доступным, нет необходимости переводить старые автомобили на R134a, так как системы, рассчитанные на хладагент R-12, лучше всего справляются с охлаждением, будучи заправленными R-12. Однако переход на R-134a действительно имеет смысл, если кондиционер нуждается в крупном ремонте (например, замена компрессора, конденсатора или испарителя). Дополнительные расходы за переход на R134a не так уж и сильно влияют на стоимость ремонта.

Основную процедуру перевода системы на R134a можно выполнить двумя способами. Первый способ, рекомендованный производителями, как правило, подразумевает следующий алгоритм действий: удалить старое минеральное масло из системы; установить новый аккумулятор или ресивер-осушитель, содержащий влагопоглотитель (X-7), совместимый с хладагентом R134a; заменить уплотнительные кольца (при необходимости); установить или заменить реле высокого давления и/или дроссельную трубку (при необходимости); затем добавить специальное полиалкиленгликолевое масло (PAG) или заправить систему хладагентом R134a.

Согласно ТУ необходимо установить арматуру, предназначенную для R134a, на сервисные отверстия высокого и низкого давления, чтобы уменьшить вероятность перекрёстного загрязнения хладагента при следующем техобслуживании автомобиля, а также снабдить автомобиль маркировкой, подтверждающей переход на R134a.

Второй способ - быстрый и дешевый. Во многих старых автомобилях, выпущенных с 1989 по 1993 год, для того, чтобы преобразовать систему кондиционирования, предназначенную для хладагента R-12, в систему с хладагентом R-134a, можно просто откачать остатки R-12 (Примечание: нельзя выпускать хладагент в атмосферу - это незаконно!), добавить полиэфирное масло (POE), которое совместимо с обоими типами хладагентов, а затем заправить систему хладагентом R-134a.

ПРИМЕЧАНИЕ: Второй способ может быть неприменим к некоторым автомобилям, если их компрессоры несовместимы с R-134a (компрессоры с витоновым уплотнением придется заменить). Речь идет о таких оригинальных компрессорах, как Tecumseh HR980, некоторых моделях Keihin, а также о компрессорах Panasonic с золотниковым клапаном в старых автомобилях Nissan.

Из-за того, что хладагент R-134a повышает давление на выходе из компрессора и допустимую нагрузку на компрессор, некоторые облегчённые компрессоры могут быть недостаточно прочны, чтобы работать на R-134a в течение сравнительно продолжительного срока. Это относится к компрессорам Harrison DA6 и Ford FX-15. Компрессор Harrison DA6 может быть заменен моделями HD-6, HR-6 или HR-6HE. Компрессор Ford FX-15 может быть заменен компрессором FS-10.

Не всегда для устранения поломок климатической техники необходимо вмешательство специалиста. Многое можно сделать своими руками. Нужно только знать типовые и их устранение. Об этом мы поговорим в нашей сегодняшней статье.

Система автоматической диагностики

Первым делом необходимо удостовериться, точно ли кондиционер сломан. К счастью для пользователя, современное климатическое оборудование имеет функцию оповещения о возможных проблемах. Обычно мигают различные цветные индикаторы, или на дисплее появляются соответствующие надписи. Расшифровать диагностическую информацию не составит труда. В инструкции производители указывают коды неисправностей кондиционеров. Конечно, для пользователя расшифровываются далеко не все коды. Основная их масса доступна только для специалистов технических центров по ремонту и обслуживанию климатической техники. Но большинство данных пользователь получить может. Зачастую лампа или диод в случае неисправности будут мигать определенное количество раз, исходя из того, какую ошибку выявила система.

Коды стандартных поломок

Если диод моргнул один раз, тогда неправильно работает или вовсе не функционирует терморезистор, установленный на внутреннем блоке сплит-системы. Два сигнала сообщат о том, что есть ошибки в работе терморезистора на наружном блоке. Три мигания - устройство работает в режиме подогрева и охлаждения одновременно. Если лампа моргает четыре раза, тогда отключена защита от перегрузок. Пять - это ошибки в работе системы обмена информации между блоками кондиционера. Это может говорить о проблемах с кабелем между блоками. Шесть миганий - уровень потребления энергии значительно превысил норму. Рекомендуется протестировать силовые транзисторы и другие элементы. Семь миганий расскажут о том, что значительно повысилось рабочее напряжение внешнего блока. Если пользователь видит, что лампочка загорелась 8 раз, тогда имеются неисправности в электрическом моторе вентилятора.

Девять сигналов - поломка ходового клапана. И наконец, 10 миганий говорят о вышедшем из строя терморезисторе. В данном случае контроль температуры компрессора больше не осуществляется. Неисправности кондиционеров и их устранение типичны для большинства марок и моделей разных производителей. А что касается кодов ошибок, то он у каждой модели свой. Можно отыскать в инструкции по использованию и запрограммировать работу управляющей платы своими руками.

Как диагностировать кондиционер

Любой ремонт кондиционеров начинается с проверки. Еще это делается перед тем, как осуществлять профилактические меры. Диагностика должна включать в себя осмотр устройства на наличие различных механических повреждений. Также необходимо проверить надежность крепления блоков, зажимов электрических соединений. Затем проверяют состояние фильтров, работу устройства в разных режимах.

После этого можно протестировать работу системы индикации. Нелишним будет проверить, как работают жалюзи, какая температура на испарителе. Измеряют уровень давления во всасывающей/нагнетающей системе и смотрят герметичность всех соединений.

Устройство не включается

Это самые основные неисправности кондиционеров, и с ними хоть раз, но сталкивался каждый владелец. Вне зависимости от марки, модели, страны-производителя, причины здесь будут одинаковы. Данная проблема кроется в электрической части и заключается в том, что устройство просто не подключено к электропитанию, неисправна управляющая плата или отсутствует связь между внутренним и наружным блоками. Также частая причина - выход из строя пульта или же приемного модуля устройства. Существует еще одна неисправность. В силу определенных обстоятельств, устройство могло уйти в режим защиты и при включении выдавать ошибку. Наконец, прибор не включается из-за банального износа некоторых деталей. В некоторых случаях сплит-система не срабатывает или неправильно выполняет команды владельца из-за неверной коммутации в сигнальных и питающих проводах, соединяющих блоки.

Если возникли подобные проблемы, стоит соединить провода по схеме заново. Лучше это делать максимально быстро, иначе возможны более серьезные неисправности кондиционеров, и их устранение займет массу времени. Все это может обойтись в серьезную сумму.

Сплит-система отключается после 10 минут работы

Это может говорить о перегреве компрессора. Такие неприятности возникают из-за неисправностей в управляющей плате или по причине неисправного защитного реле. Первым делом стоит проверить, наблюдаются ли неисправности Данный узел может перегреваться, если радиатор на внешнем блоке забит грязью. Это может сильно мешать отводу тепла, компрессор работает с более высокой нагрузкой, вследствие этого - перегрев. Поможет в таком случае профилактическая очистка. Если система недавно заправлялась, тогда могут быть нарушения баланса в контурах конденсатора и испарители. По этой причине компрессор будет испытывать перегрузки. Необходимо убедиться, что в магистралях есть нормальное давление.

Если оно выше, лишний хладагент стравливают. Не стоит исключать неисправности вентилятора на внешнем блоке. Он может вовсе не вращаться или работать на значительно более низких оборотах. Еще температура кондиционера повышается по причине засора в капиллярных трубках в процессе монтажа. Решить эти проблемы можно заменой одной из трубок. Возможно засорение фильтра-осушителя.

Течь конденсата из внутреннего блока

Летом пользователи кондиционеров могут столкнуться с переполненными емкостями, в которых собирается конденсат. Чтобы из емкости не бежала вода, необходимо регулярно сливать из нее жидкость. Если причина заключается в обмерзании теплообменника, его рекомендуется утеплить теплоизоляционными материалами. Когда наблюдаются течи в местах соединения, необходимо поджать гайки. Стыки следует обработать герметиками. Эти неисправности кондиционеров и их устранение предельно просты. Случается, что забивается дренажная трубка. Для этого пластиковую деталь прочищают, и тогда из внутреннего блока капать больше не будет.

Неэффективная работа

Это одна из популярных поломок. Особенно часто случается в летний период времени. Агрегат в процессе работы потребляет огромные объемы энергии, но не может обеспечить нужный температурный режим. Такое может быть связано с засоренными воздушными фильтрами.

Также неэффективность работы возникает из-за пыли на крыльчатке, которая находится во внутреннем блоке. К этому еще приводят загрязнения теплообменника на наружном блоке и утечка хладагента.

Запахи

Если воздух из кондиционера стал неприятно пахнуть, то на это существуют некоторые причины. Если запах горелый, это говорит о возгораниях в проводке. В такой ситуации помочь может только ремонт кондиционеров в специализированном сервисе. Если запах типичный пластиковый, это говорит о том, что производитель сэкономил на материалах. Если запах сырости и плесени - внутри системы образовалась колония бактерий. Избавиться от них можно с помощью любого антигрибкового препарата.

Резюме

Так можно исправить простые поломки кондиционеров своими руками. Зачастую серьезные неисправности возникают очень редко. Если постоянно проводить системе профилактику, поломки можно полностью исключить.

В автомобиле среднестатистический человек в крупном городе проводит около двух часов в день, добираясь до работы и обратно. Во время поездки водитель хочет чувствовать себя максимально комфортно, и при покупке машины дополнительным опциям, направленным на создание уюта в ней, уделяется особое внимание. Самая популярная дополнительная опция для машины – это кондиционер, а во многих современных автомобилях он установлен по умолчанию.

Автокондиционер служит для создания уютной температуры в салоне машины. Зимой он нагревает воздух до заданной водителем температуры, а летом охлаждает. Как и любой электронный агрегат, автомобильный кондиционер может выйти из строя. Задача водителя – вовремя распознать возникновение неисправности, предпринять действия для ее устранения и выполнить ремонт автокондиционера своими руками или в сервисе.

Как работает автомобильный кондиционер

Система кондиционирования автомобиля является закрытой. По ней циркулирует газ фреон, он же хладагент. Он выходит из компрессора в газообразном состоянии. Чтобы это произошло, предварительно компрессор должен нагреть фреон, а после пустить его в циркуляцию. Чтобы хладагент нагрелся, компрессор его сжимает, в системе образовывается давление, после чего в газообразном виде вещество переходит в конденсатор. При этом сам компрессор приводится в движение с помощью коленчатого вала автомобиля.


Для кондиционирования воздуха автомобиля фреон требуется в жидком виде, поэтому после выхода из компрессора он попадает в конденсатор, где охлаждается и переходит из газообразного состояния в жидкое. После этого хладагент направляется в осушитель, где он очищается от различного мусора и направляется в терморегуляционный вентиль, а далее следует в радиатор. В нем хладагент обратно переходит из жидкого состояния в газообразный вид, что проходит с сильным поглощением тепла. В результате этого образуется холодный воздух, который далее поступает в салон, а фреон возвращается в компрессор и цикл повторяется вновь.

Выше описан принцип работы типичного автомобильного кондиционера. Система включает в себя не так много элементов, но каждый из них может выйти из строя по тем или иным причинам. Также может возникнуть неисправность с трубопроводами высокого и низкого давления, по которым фреон циркулирует в системе. Проблемы могут возникнуть как механического, так и электрического характера, и важно вовремя их распознать.

Неисправности автокондиционера и их причины


Если возникли проблемы механического характера с одним из компонентов системы кондиционирования автомобиля, это может привести к поломке другого элемента, что выльется в дорогостоящую замену сразу нескольких комплектующих. Чтобы этого избежать, необходимо предпринять меры по ремонту автокондиционера сразу после того как была замечена одна из следующих проблем:



Еще одной проблемой, которая может возникнуть с кондиционером, является сбой в работе системы из-за электрических неисправностей. В такой ситуации может потребоваться проверить проводку.

Почему быстро уходит фреон из кондиционера


Самая распространенная проблема системы кондиционирования – это быстрая утечка хладагента. В процессе работы фреон частично расходуется испаряясь. Соответственно, через некоторое время потребуется заправка кондиционера хладагентом. Эксплуатируя автомобиль в нормальном режиме, испаряться фреон до критических значений будет раз в 2 года (или чаще, в зависимости от автомобиля). Если система кондиционирования расходует хладагент гораздо быстрее, необходимо искать причину неисправности.

Наиболее частой причиной быстрого ухода фреона из кондиционера является механическое повреждение одного из трубопроводов. Если в нем образовалась трещина, из нее будет выходить хладагент. В большинстве случаев трубопроводы выполняются алюминиевыми. Металл, подвергаясь воздействиям внешней среды, портится и образуются течи. Наиболее часто данная проблема возникает в машинах, в которых предусмотрена система кондиционирования для пассажиров заднего дивана. Трубопровод у них, в том числе, проходит под днищем машины, то есть располагается в особо агрессивной среде.

Помимо течи в металлической части трубопровода, она может возникнуть и в зоне резиновых накладок – в местах соединения с элементами системы. Причиной тому является образование трещин на резине. Чаще всего такая проблема наблюдается у старых автомобилей.

Также быстро уходить фреон из кондиционера может по причине неисправности самих элементов системы. Например, типичной проблемой является пробой испарителя или сальника компрессора. Повреждены могут быть и другие элементы системы.

Как проверить автокондиционер на утечку фреона

Если система кондиционирования тратит хладагент гораздо быстрее, чем ей положено, необходимо перед ремонтом найти элемент (или часть трубопровода), где происходит утечка фреона. Специалисты на сервисах делают это одним из следующих способов:



Когда проблемное место найдено, необходимо заменить поврежденный элемент или, если пробой обнаружен в трубопроводе, можно его запаять.

Особенности ремонта автомобильных кондиционеров, связанные с выходом из строя деталей компрессора. Причины поломок компрессора автокондиционера.

Принципиальных различий в работе автомобильного кондиционера от обычного холодильника нет, несмотря на то, что эти агрегаты значительно отличаются по конструкции. Автокондиционер — это герметичная система, в которую закачаны фреон и специальное масло, обеспечивающее смазку деталей системы. «Сердцем» всей конструкции является компрессор. Его функция — сжатие фреона, находящегося в газообразном состоянии, вследствие чего он нагревается и поступает в радиатор по металлическим трубкам. Уже в радиаторе сжатый и нагретый фреон охлаждается при помощи вентилятора.

Как и любой из функциональных элементов системы, компрессор автокондиционера может выйти из строя. «Детекторами» поломки автокомпрессора зачастую служат следующие признаки:

  • Не функционирует муфта компрессора по причине оплавления катушки либо износа подшипника шкива. При этом напряжение, как правило, продолжает подаваться на катушку.
  • Монотонный шум, исходящий от кондиционера в выключенном виде. Наиболее частая причина — заклинивание компрессора вследствие перекоса шкива.
  • Перепады давления на манометре на линии всасывания и нагнетания при работающем автокомпрессоре.

Основные причины разгерметизации компрессора автокондиционера

По статистике, львиная доля всех поломок автокомпрессора связана с его разгерметизацией. Нарушение герметичности системы обуславливает утечку хладагента, вследствие чего кондиционер перестает справляться со своей основной функцией — обеспечивать комфортную температуру в салоне авто. Не стоит сравнивать этот процесс с естественной утечкой хладагента через трубки и уплотнения системы, которая составляет около 15% от общего числа жидкости в течение года. Естественная утечка хладагента происходит крайне медленно и не способна повлиять на функциональность системы. При разгерметизации компрессора хладагент вытекает гораздо быстрее и при отстуствии мер по ликвидации кондиционер способен полностью высохнуть за 3-4 месяца. Но утечка хладагента — лишь одно из последствий нарушения герметичности компрессора. При разгерметизации вовнутрь системы попадают грязь и конденсат, а масло начинает подтекать в нижнюю часть компрессора.

Самая частая причина разгерметизации — износ резиновых уплотнителей между деталями сальника. Особенно часто этим «болеют» автомобили, срок эксплуатации которых составляет более 25 лет. В теории сальник реально заменить, не демонтируя компрессор. Но на практике сделать это крайне сложно из-за ограниченности места в пространстве под капотом. К тому же, для замены сальника требуется разъединить не только шлицевое, но и шпоночное соединение, что невозможно без применения гидравлического пресса. Еще один этап работ при замене сальника, который невозможно выполнить в гаражных условиях — регулировка зазора между прижимной пластиной и шкивом посредством подкладки специальных шайб. Для выполнения столь тонкой работы требуется демонтаж компрессора, выполнение которого в соответствии со всеми технологическими нюансами возможно только на СТО.

Другая причина утечки хладагента — истончение или разрыв уплотнения между частями компрессора автокондиционера. При его замене также требуется демонтаж кондиционера и частичная его разборка. В современных моделях компрессоров используются уплотнители двух типов:

  • уплотнительные кольца круглого сечения (O-ring);
  • металлизированные прокладки.

Проверка давления в системе автокондиционирования

Диагностика утечки хладагента

Лет двадцать назад отдельные умельцы активно практиковали диагностику утечки хладагента при помощи газовой горелки. Этот способ основан на свойстве фреона окрашивать пламя изумрудным цветом: если при подношении к кондиционеру цвет пламени менялся, можно было говорить об утечке хладагента. Данный метод является не только дилетантстким, но и крайне опасным, ведь при сжигании фреона выделяется токсичный газ фосген. В настоящее время утечку фреона диагностируют более прогрессивно:

  • с помощью течеискателей;
  • с помощью ультрафиолетовых красителей.

Течеискатели представляют собой приборы со светодиодными датчиками, которые реагируют на концентрацию фреона в воздухе. Недостатком диагностики при помощи течеискателей является невозможность точного определения участка утечки, они показывают только приблизительную область разгерметизации. Чтобы определить трубку, из которой происходит утечка, применяют т.н. УФ-красители. Такой краситель заливается вместе со свежей порцией фреона и смазочного масла в систему и затем включается ультрафиолетовое освещение. Выступающая в местах утечки жидкость укажет на участок прорыва.

После ликвидации протечки хладагент, в который добавлен УФ-краситель, сливать не обязательно — наличие добавки никак не влияет ни на функциональность кондиционера, ни на его безопасность.

Чем грозит несвоевременная промывка системы?

При этом далеко не каждый автовладелец, столкнувшись с подозрительными шумами из недр компрессора или другими признаками его неисправности спешит на СТО, ведь на функциональности системы эти явления не сказываются (до поры до времени!) Проще «добить» компрессор и заменить на новый, не тратясь лишний раз на диагностику — так рассуждают многие водители. И очень удивляются тому, что в ходе замены компрессора обнаруживаются дополнительные дефекты системы, которые ощутимо бьют по карману владельца авто при ремонте. Коварство эксплуатации неисправного автокомпрессора в том, что продукты его износа (сточенный металл и графит) оседают на других элементах кондиционера, в частности на терморегулирующем клапане и ресивере.

При установке нового компрессора на кондиционер весь этот мусор активно всасывается в его детали. В результате у новой детали возникнут те же проблемы — шум, перепады давления и т.д. Учитывая, что стоимость компрессора на некоторых моделях кондиционеров может доходить до 1000 у.е., позволить себе ежемесячную его замену могут разве что очень богатые люди.

Значительно продлить срок эксплуатации разгерметизированного автокомпрессора помогает промывка системы кондиционирования авто. Этот технологический процесс предусматривает следующие этапы:

  • демонтаж всех деталей кондиционера;
  • подключение системы к промывочному агрегату;
  • закачка в систему промывочной жидкости;
  • замена ресивера и терморегулирующего клапана (при необходимости), замена расходников (хомутов, уплотнительных колец и т.д.).
  • сборка системы.

Солидные автосервисы практикуют промывку всех деталей системы по отдельности. Это вызвано отнюдь не стремлением заработать на клиенте побольше. Промывка каждого агрегата по отдельности предусматривает возможность визуального контроля процесса и гарантии качественного исполнения работы. В некоторых автосервисах предлагают промывку системы без разборки ее на запчасти с помощью спецоборудования. Стоимость такой услуги на порядок ниже, чем промывки с полной разборкой, но добиться полной очистки деталей таким способом невозможно. Дело в том, что при разгерметизации автокомпрессора жидкий фреон способен спрессовать пыль и частицы металла до очень твердой массы, удалить которую проблематично даже вручную, при полной разборке. Струя промывочной жидкости, пущенная со спецоборудования, тем более не справится с такой задачей. Поэтому экономия на промывке системы, так же, как и езда с неисправным компрессором автокондиционера — мина замедленного действия, взрыв которой может обернуться непредвиденными тратами для хозяина авто.

В продолжение темы:
Отопление в нежилых помещениях

В наши дни ландшафтный дизайн, как направление, развивается стремительными темпами. Дизайнеры и архитекторы занимаются оформлением участков и территорий в разнообразных...

Новые статьи
/
Популярные